ДЕТСКИЕ ТЕХНОПАРКИ МОСКВЫ: ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ
1890 год, Нью-Йорк. Улица запружена конными экипажами, среди них – единственный автомобиль. Спустя 13 лет на фотографии, снятой в том же месте, в бурном потоке машин уже всего одна лошадь.

2005 год, Ватикан, месса в честь избрания Папы Римского. В плотной толпе светится лишь один телефон с дисплеем. Через восемь лет тысячи людей снимают церемонию на мобильные телефоны.

Столь наглядные примеры стремительного наступления новых технологий - образная иллюстрация к ответу на вопрос, как готовить детей к будущему в быстро меняющемся мире. Фестиваль детских технопарков, впервые прошедший в Москве в столичном Технограде на ВДНХ, собрал преподавателей, представителей вузов и промышленных компаний, а также слушателей технопарков с самыми инновационными проектами.
ДЕТСКИЕ ТЕХНОПАРКИ – ВУЗЫ
– ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПАНИИ

Первый детский технопарк был открыт в Москве в 2016 году, а сейчас их уже пятнадцать. Они предлагают подготовку школьников по целому ряду направлений. Ключевые – робототехника, информационные технологии, автотранспортная и аэрокосмическая индустрия, анимация, электроника, энергосберегающие и смарт-технологии в городской среде.

Сергей Маркин, руководитель отдела по развитию бизнеса «Autodesk» в России и СНГ
«В 1950-х самой популярной в США была профессия телефонистки. Сейчас ее уже давно нет. Пройдет время – не будет профессии водителя. Но появятся новые профессии. Мы не знаем, какое будущее нас ждет, но понимаем, что оно - за развитием эффективных технологий. И мы должны дать нашим детям возможность играть на опережение, направить их в нужную сторону, оставляя при этом определенную свободу, чтобы они могли сделать то, чего не смогли мы»

У детских технопарков несколько задач. Прежде всего, это развитие творческого потенциала школьников, профориентация и подготовка к поступлению в вуз, поиск будущих кадров для высокотехнологичных производств.

Помимо знаний, опыта проектной деятельности, работы на современном оборудовании и на реальных предприятиях, участники движения могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ и даже заключить отложенный трудовой договор с индустриальными партнерами технопарков - ведущими высокотехнологичными компаниями.
- 15 детских технопарков создано в Москве с 2016 по 2019 год

- более 60 000 посетителей в год

- около 200 отложенных договоров подписано

Максим Киселёв, генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала»
«Сегодня для всех очевидно, что обучение и подготовку к профессии лучше начинать со школьного возраста. На фестивале мы хотели показать во взаимодействии три важных элемента системы: это детские технопарки, вузы и индустриальные партнеры, которые нуждаются в профессиональных кадрах. Если первые детские технопарки появились на базе взрослых технопарков, то сегодня их создание инициируют и вузы, и компании. И важно, что участники движения заинтересованы в сотрудничестве, благодаря чему у школьников появляется больше шансов дать себе хороший старт»
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Лучшая демонстрация творческого потенциала – проекты слушателей курсов. В технопарках их учат не только создавать, но и грамотно презентовать. Саргис Петросян, Александр Морозов и Артем Картунчиков, слушатели технопарка «Мосгормаш», представили на фестивале макет орбитальной установки для очистки околоземного пространства от «космического мусора».
Команда технопарка «Мосгормаш» готовит к демонстрации свой макет орбитальной установки для очистки околоземного пространства от «космического мусора».
Сейчас в космосе уже много мусора. Наш прибор будет уничтожать его с помощью лазера, который стоит внутри
«При стрельбе лазером возникает плазменный факел. Он создает большой импульс, который начинает тормозить мусор, и он падает. Приближаясь к Земле, он просто сгорит. Как это будет? Мы запускаем установку на высокую орбиту, где она будет летать на первой космической скорости. Она заряжается от солнечных батарей, что экономически выгодно. Уничтожая мусор, установка будет потихоньку приближаться к Земле, а в конце сама сгорит в верхних слоях атмосферы», - рассказал РИА Новости Саргис Петросян, ученик 11 класса 1504 школы.
По его словам, согласно «Эффекту Кесслера», через несколько десятилетий вся орбита будет засорена настолько, что исследования в ближнем космосе, на Луне и Марсе, станут невозможными: «Оставлять все, как есть, нельзя. Иначе можно забыть о колонизации планет и других космических миссиях. У нас все расчеты сделаны – научный руководитель очень помог».

Работу молодых исследователей отметили эксперты холдинга «Российские космические системы».

Ксения Трунова, эксперт РКС
«Проект «Орбитальная установка для очистки околоземного пространства» мы оценили как наиболее перспективный: ребята знают свою тему, горят идеей реализации. В ближайшее время мы постараемся найти им достойных наставников в РКС, ведь наши ученые и инженеры уже занимаются этим направлением. В целом в РКС высоко оценивают программу по развитию детских технопарков. Мы полагаем, что она поможет подготовить высококвалифицированные молодые кадры для предприятий ракетно-космической отрасли»
МОЛОДО-ЗЕЛЕНО:
ПЛАНЕТУ СПАСЕТ МОЛОДЕЖЬ
Ученики другого детского технопарка – «Инжинириума МГТУ имени Н.Э. Баумана» – представили на фестивале сразу два экопроекта. Один из них – гелиоветрогенератор.
Презентация гелиоветрогенератора, созданного слушателями Инжинириума МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Генератор разнонаправлен: с какой бы стороны ни дул ветер, он будет вращаться, так как очень легкий
«Он работает полностью автономно. Верхняя часть выполнена из композитных материалов. Достаточно небольшого ветра, чтобы он генерировал энергию. Но мы используем еще и солнечную батарею. Днем накапливается энергия, а в вечернее время автоматически включается фонарь», – рассказали о своем творении Денис Гулин и Дмитрий Леонтьев, ученики 9 и 10 классов школы №1583.
По словам ребят, их миссия – привить людям желание экономить электроэнергию, перестать сжигать ископаемое топливо, используя альтернативные источники энергии.
Руководитель «Инжинириума» Маргарита Стоянова подтвердила, что концепция, дизайн и прототипирование полностью сделаны самими школьниками. Она убеждена в перспективности разработки.

Маргарита Стоянова , руководитель «Инжинириума»
«Сейчас мы используем ее для освещения нашего технопарка и площади рядом с ним. Работаем с дизайнерами, чтобы они брали ее на вооружение. Высокую оценку «ветряк» получил у наших индустриальных партнеров. Через одного из них мы планируем реализовывать установку. И, конечно, нам хочется, чтобы Москва использовала наш гелиоветрогенератор для своих инфраструктурных объектов»
Слушатели Инжинириума Олег Ярыгин и Владислав Лебедев (из той же 1583 школы) вместе с наставниками создали подводного робота для исследований в условиях Арктики.

«Робот сделан из стеклопластика, может погружаться на глубину до ста метров, способен до 2,5 часов находиться под водой, изучая рельеф дна. Полностью управляем дистанционно, имеет поворотную камеру, может снимать и посылать на поверхность фото и видео. Импортный аналог такого робота стоит 500 тысяч рублей, а наш - 70 тысяч. Своего робота мы тестировали в лефортовском пруду и поняли, что его можно модифицировать, добавив манипулятор с функцией захвата, чтобы поднимать со дна объекты и очищать водоем. Сейчас работаем над этим», – презентовали авторы свой проект РИА Новости.
РОБОТОВ МАЛО НЕ БЫВАЕТ
Робот-разведчик, робот-рисовальщик, робот управления ядерным объектом, робот для перемещения больших и малых коробок на высокие стеллажи (помощник «Почты России», как назвали его создательницы из технопарка «Вертикальный взлет»). Робототехника – одно из самых популярных направлений у воспитанников детских технопарков.

Антон Романов, директор по маркетингу производителя промышленных роботов компании «KUKA»
«Ребята – молодцы, но если говорить о перспективности, то ее больше у робота, перетаскивающего коробки. Конечно, мы понимаем, что это начальный вариант. Сейчас у нас в стране роботы занимаются в основном металлообработкой: варят, пилят, клепают. И только начинают что-то перекладывать. Почему участники WorldSkills соревнуются именно на промышленных роботах? Потому что промышленность испытывает большой дефицит специалистов по робототехнике. И нам бы очень хотелось, чтобы уже в технопарках детей растили как технологов, чтобы, понимая, как создать робота, впоследствии они могли внедрять робототехнику в технологический процесс. Популяризацию роботостроения среди молодежи мы видим своей миссией»
Компания активно сотрудничает с вузами, у которых есть мощные кафедры робототехники. В их числе – Бауманка и СТАНКИН. Детским технопаркам производитель помогает разрабатывать программу обучения школьников.
НЕ ФИЗИКОЙ ЕДИНОЙ…
Детские технопарки есть во всех округах Москвы. Несмотря на общую инженерную направленность, занятие по душе здесь могут найти и гуманитарии. Например, в технопарке «Наукоград» МФЮА можно изучать графический дизайн, видеопроизводство, основы архитектурного проектирования и, вместе с тем, участвовать в социальных проектах.
Дизайн и архитектура: презентация проекта «Поколение М» («Наукоград» МФЮА)
Цель проекта – развитие детского творчества и сбор средств на лечение детей с онкозаболеваниями
«Поколение М (Поколение Маугли) – это проект Константина Хабенского. Наша работа с фондом началась с «Наукограда». Мы занимались дизайном, и нам поставили задачу разработать фирменный стиль для «Поколения М» - наклеек, значков, кружек, футболок. А дальше мы стали думать, как сделать больницы уютнее, как расписать белые стены, чтобы они стали похожи на джунгли. Еще мы хотели помочь детям разнообразить досуг в больнице и разработали дизайн игры «мемори» и паззлы по теме Маугли. Придумали дизайн к диску со спектаклем. Это очень интересно – помогать детям своим творчеством», – рассказали Виктория Дворец и Ольга Пяткина , 9 класс школы №1103.
КАК ПОПАСТЬ В ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК
Сегодня детские технопарки Москвы предлагают слушателям разные формы обучения: «Вторая половина дня», «Учебный день в технопарке», «Дни открытых дверей» и «Дни без турникетов», «Летние экспресс-курсы» и создание проектных команд «от идеи до реализации» в рамках программы «Soft Skills и молодежное технологическое предпринимательство».
Важным игроком здесь выступает школа. Сотрудничая с детскими технопарками, школы выбирают для себя удобный формат и отправляют своих учеников на обучение. (Наиболее популярный формат – «Учебный день в технопарке»). В этом случае за детей платит школа. По окончании курса особо одаренных учеников могут взять на проектную деятельность бесплатно сами технопарки. Для остальных занятия будут платными, но возьмут всех.

Во многих технопарках занятия есть даже для детсадовцев. Два технопарка – «Москва» и «Мосгормаш» – принимают детей бесплатно, но строго с 14 лет.
Записаться в любой из детских технопарков может и сам ребенок. Для этого надо подать заявку на обучение либо на сайте «Лиги будущего» - https://league.moscow/ , либо на «IMoscow» - https://imoscow.mos.ru/ru/obrazovanie. Далее с ребятами свяжутся сотрудники выбранного технопарка и предложат варианты обучения. При наличии свободных мест возьмут всех. Это еще один плюс детских технопарков: они не только для отличников, и многое могут дать любому ученику. В частности, опыт проектной деятельности, дополнительные баллы к ЕГЭ и мотивацию к освоению перспективных профессий.
Автор: Карина Ивашко