Завод
для города

1
ссылка скопирована

НПЗ – часть инфраструктуры больших городов

Расположение нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) вблизи крупных городов всегда определялось экономикой и потребностями рынка: чем ближе производитель к региону потребления, тем надежнее снабжение топливом.

В то же время любой НПЗ оказывает воздействие на окружающую среду. Но современные технологии позволяют минимизировать такое воздействие. Например, на окраине Вены НПЗ соседствует с жилыми районами, а в городском порту Роттердама базируются сразу пять нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. При этом Роттердам считается одним из самых экологически чистых городов Европы (по данным некоммерческого проекта CITEAIR, который занимается исследованием качества воздуха в европейских городах, уровень загрязнения в Роттердаме оценивается в 3 балла из 100).

Таким образом, при соблюдении высоких экологических стандартов нефтеперерабатывающие производства могут быть органичной частью инфраструктуры крупных городов. Именно поэтому ответственные предприятия постоянно внедряют самые передовые природоохранные и энергоэффективные технологии.

С началом индустриализации Москве понадобилось больше моторного топлива и строительного битума. В 1938 году в Капотне, которая тогда была подмосковным поселком, построили крекинг-завод. Но Москва расширялась, и в 1960 году Капотня стала частью города.

Завод в Капотне уже с момента своего создания стал одним из основных стратегических объектов столицы. В годы Великой Отечественной войны он обеспечивал топливом армию и оборонные предприятия. Наряду с Кремлем и Мавзолеем предприятие было в числе главных целей бомбардировок противника. Защитить его помог фальшь-завод, построенный в трех километрах от настоящего: декорации из фанеры отвлекали авиацию.

После войны завод стал инновационным промышленным центром, здесь была построена первая печь беспламенного горения, получен первый в стране полипропилен, впервые внедрены технологии, повышающие объем нефтепереработки. Завод получил множество государственных наград.

Строительство крекинг-завода в Капотне, 1938 год

Сегодня Московский НПЗ остается важной частью инфраструктуры Москвы. Завод обеспечивает 38% рынка топлив столичного региона, снабжая, в том числе, Московский авиаузел. При этом поставки топлив осуществляются по трубопроводам компании «Транснефть», что снижает нагрузку на автотранспортную инфраструктуру города.

Главный въезд на территорию Московского НПЗ. Цветовое оформление ограждения выражает экологические приоритеты предприятия
2
ссылка скопирована

Модернизация Московского НПЗ

С 2011 года компания «Газпром нефть» проводит масштабную модернизацию предприятия, направленную на достижение самых высоких технических и экологических характеристик производства. К 2015 году МНПЗ вошел в число российских предприятий, лидирующих по экологическим параметрам.

Первый этап модернизации в 2011-2015 годах уже позволил Московскому НПЗ снизить поступление загрязняющих веществ в атмосферу на 36%, а общее воздействие на окружающую среду уменьшено на 50%. Завод последовательно демонтирует устаревающее оборудование и внедряет современные промышленные комплексы, используя передовые российские разработки.

По итогам второго этапа модернизации МНПЗ дополнительно снизит воздействие на окружающую среду на 50%, в том числе еще на 39% сократится поступление загрязняющих веществ в атмосферу.

Главные проекты второго этапа – строительство инновационных биологических очистных сооружений «Биосфера» и самой современной комбинированной установки переработки нефти «Евро+».

3
ссылка скопирована

Экологический контроль

На Московском НПЗ действует современная комплексная система экологического мониторинга. Контроль осуществляется как на производственной площадке МНПЗ, так и в зоне влияния предприятия.

Вокруг Московского НПЗ находятся два поста контроля состояния атмосферного воздуха городской службы «Мосэкомониторинг». За основными технологическими объектами организовано круглосуточное видеонаблюдение.

С 2015 года на территории МНПЗ внедряется автоматизированная система мониторинга воздуха (АСМВ). Девять постов контроля расположены на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух.

Регулярные замеры состояния воздушной, водной среды и почвы проводит центральная заводская лаборатория, имеющая государственную аттестацию.

Люди, проживающие в соседних с заводом районах, могут следить за экологической обстановкой с помощью специального экрана – экоинформера, который МНПЗ установил в Капотне в 2015 году.

«Мы видим, что МНПЗ заинтересован быть открытым для контроля со стороны властей и общественности. Благодаря модернизации завод постоянно улучшает свои экологические характеристики, поэтому ему нечего скрывать», – говорит председатель комиссии по экологической политике Московской городской думы Зоя Зотова.

4
ссылка скопирована

Комфортное соседство

При поддержке МНПЗ с берегов Москвы-реки в Капотне и Братеево собраны десятки тонн мусора

В процессе модернизации МНПЗ отношение москвичей к окружающей завод территории меняется. Правительство Москвы запустило масштабную программу благоустройства ближайших парков. Соседние с МНПЗ районы Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) становятся одними из самых зеленых в Москве. Через благоустроенные парки вдоль Москвы-реки и территории МНПЗ организована одна из крупнейших велосипедных трасс столицы, популярная у всех москвичей.

Московский НПЗ является важным партнером города по благоустройству и развитию ЮВАО. Волонтеры завода вместе с местными жителями и экологами ежегодно высаживают десятки лиственниц в парке 850-летия Москвы. Традиционным стало участие волонтеров в экологических квестах «Чистые игры», благодаря которым с берегов Москвы-реки в Капотне и Братеево собрано несколько десятков тонн мусора.

Завод активно занимается благотворительностью, помогая детям социального центра «Гармония». Сотрудники предприятия ежегодно участвуют в «Дне донора».

МНПЗ поддерживает и образовательные проекты. Ежегодно на заводе бывают с экскурсиями и проходят практику сотни студентов ведущих вузов столицы. В 2016 году при поддержке завода было создано учебное пособие «Экополис» для школьников ЮВАО по устойчивому развитию округа. Пособие с элементами дополненной реальности знакомит школьников с основными принципами устойчивого развития при максимально бережном отношении к окружающей среде.

5
ссылка скопирована

Экологичное топливо для столицы

По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПООС) Москвы, более 93% загрязнения атмосферы столицы создают выхлопные газы автомобильного транспорта.

Одним из важнейших факторов для уменьшения автомобильных выхлопов является переход на использование топлив высокого экологического класса Евро-5. Топлива этого класса содержат в пять раз меньше серы, чем топлива Евро-4.

В Москве оборот топлив ниже класса Евро-5 запрещен с 1 января 2016 года, а по всей России – с 1 июля. При этом Московский НПЗ полностью перешел на выпуск бензинов и дизельного топлива Евро-5 еще в 2013 году. После перехода части автопарка на топлива МНПЗ выбросы загрязняющих веществ в атмосферу столичного региона от автомобильного транспорта сократились на 23%.

Помимо качественных топлив Евро-5 Московский НПЗ выпускает широкий ряд продукции, необходимой в самых различных отраслях: всего 30 наименований и более 60 марок.